вторник, 23 сентября 2014 г.

О воспитании

В одном небольшом селе много лет назад жили простые крестьяне. Жили там и две закадычных подруги - Марья и Дарья. С детства девушки дружили, замуж в один год вышли, у обеих сыночки со временем родились, да обе мужей своих на войне потеряли. Подруги воспитывали детей как могли, каждая по-своему. Во всем они старались друг друга поддерживать, лишь в вопросе воспитания не сходились. Марья своего Ванечку не баловала, с детства приучала помогать хоть помаленьку. Месит она тесто, и сыночку кусочек даст - пусть мамке поможет. Подоит козу - и молоко пополам разделит. Нужно печь затопить - мать дрова несет, а сынок за ней бежит, щепки в ручках сжимает. Все у них было поровну, все они делали вместе. Дарья свою подругу постоянно за это ругала.

"Зачем ты маленького мальчонку заставляешь щепки таскать да тесто месить? - спрашивала она подругу. - Да и хлеб, и молоко вы поровну едите и пьете. Мальчику бегать, играть и резвиться нужно, а ты мало того, что помогать его заставляешь, так еще и еду и питье забираешь - могла бы кусок получше сыну отдать, а себе похуже взять. Я вот так Гришеньку и воспитываю. Как вырастет он, вспомнит материнскую ласку да заботу, и станет он мне защитником и кормильцем, а твой сын от такой работы сбежит". Марья отвечала ей: "Да я и так себе куски похуже беру, да и молоко водой разбавляю, но не знает сынок материнских хитростей. Он мне с детства помощник, а вырастет - еще больше помогать будет". Спорили подруги, спорили, да и решили, что время покажет, кто из них прав был, а кто - нет. Перестали подружки спорить, наладилась между ними дружба.

Много лет прошло, выросли парни, стали статными да сильными. Поехали они на заработки в город - и полгода их нет, и год нет, извелись их матери. И вот однажды прибирается Марья в избе, а тут открывается дверь и сынок ее в дом заходит. Обрадовалась мать, расплакалась от счастья. "Несколько дней я поживу тут, матушка, - говорит Ваня. - Отпустили меня домой с тобой повидаться, а потом опять на работу вернусь, денег заработаю, буду тебе кормильцем". И два сундучка перед матерью ставит. Открывает он один сундучок, а там и платья, и шубка, и сапожки новенькие. Ахнула Марья: "Да как же ты, сынок, мне, старухе, таких вещей красивых набрал? Это ж богатым носить надо, а не мне, крестьянке, простой бабе! Лучше б ты себе набрал одежды, о себе позаботился!" Ваня второй сундук открывает - а там одежда и обувь мужская, красивая - загляденье! "Я, мать, и о себе не забыл. Как начал зарабатывать - купил два сундучка, покрасил их, и стал в каждый деньги понемногу с каждой получки класть. На еду потрачу, а что останется - поровну поделю. А как поехал к тебе - на рынки зашел, набрал гостинцев. Носи теперь, пока не сносишь, а сносишь - новое куплю! А сейчас пойдем мы с Григорием по деревне, поглядим, знакомых повидаем". Ушел сын, а мать смотрит гостинцы - не нарадуется. Видит - входит к ней Дарья, заплаканная, печальная. "Что ты, подруга, плачешь, неужели случилось что?!" - перепугалась Марья. А Дарья и отвечает ей: "Случилось-то случилось, да винить некого, сама виновата. Сын мой пришел, да с порога и говорит: "Что у тебя за хата, мать, хуже, чем свинарник! Прибралась бы хоть, да приготовила чего поесть". Проходит он в избу и спрашивает: "Чего ты необутая ходишь?" Я и говорю ему: "Да как же, сынок, я обуюсь, последние лапти развалились у меня". Он и отвечает: "Думал я тебе сапоги купить али туфли, да ведь стара ты, а я молодой, мне нужнее. Вот все деньги на себя и извел. А теперь по деревне пойду, знакомых повидаю, а ты на стол собери, да побыстрее" и ушел". Залилась Дарья слезами, поздно поняла она свою ошибку. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий